wdkeeper: (Default)
Черт побери! Сколько времени мне понадобилось, чтобы понять такую элементарную истину, как то, что Перемены описываются двоичным кодом!!! Теперь очевидно, что двоичный код изобрели древние китайцы. Потому инки с узелковой системой за 500 лет до компьютера отдыхают, так как И-цзин может датироваться 1 тысячелетием до н.э. и более, а сама концепция вошедшая в него естественно еще более древняя. Можете считать меня слоу, если это общеизвестно (по-моему это и близко не так), а для меня это было настоящим открытием, позволяющим более полно ощутить некоторые даосские концепции. Нашей западной цивилизации часто недостает понимания концепций востока, мы их не чувствуем подсознательно из-за совершенно других традиций, и потому при рассмотрении важные мелочи просто проходят мимо, не позволяя глубоко разобраться в вопросе.
В чем, собственно, вопрос, и почему это вызвало бурю восторга, кратко расскажу на случай, если Вы не в теме. Китайская мироописательная система, составляющая костяк философии даосизма, а также принимаемая и конфуцианством как важная первооснова, заключается в очень простой идее: всё в мире, в том числе и идеи, объекты тонких миров и явления каузального уровня можно описать с помощью двоичного кода. В нем за единицу принимается ян (девятка, целая черта, цзю), а за ноль - инь (шестерка, прерванная черта, лю). Само кодирование имеет графическую форму, и можно было-бы провести аналогию со штрих-кодом если бы не некоторые "но".
"Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает десять тысяч вещей. Все вещи носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию(...)" (Дао Дэ Цзин, 42).
На самом деле, кодирование дальше гексаграмм сильно утруднено, так как для кодирования используется мозг человека, весьма неточный инструмент по части математически точного отображения абстрактных мыслеформ. Тоесть "десять тысяч вещей" человек таким способом описать уже не может (в отличии от машины, если за концепцию серьезно взяться и развивать в этом направлении).
Немного объясню, что значит сказанное выше, для чего надо описать процесс создания мира: Сначала есть Дао, оно есть, и его нет, оно все, и оно совершенно ничего, оно может быть везде, а может и не быть, это нечто не поддающееся логическому описанию, и кто скажет, что может описать Дао, тот еще тот лжец. Оно включает некоторые классические черты божественности, но многие из них к нему совершенно неприменимы. Вобщем есть первооснова, не будем вдаваться в теологию в кратких описаниях. Чтобы объяснить, как твориться мир, берется У-цзи, "безпредельное", "отсутствие предела" (предел в китайском понимании близок по смыслу к северному Гард, территория, в метафизическом смысле мир, зона мира, план), как аватар Дао, и обозначается пустым, чистым кругом. Когда круг вертикально делит волнистая линия (знакомая Вам по графической интерпретации Сы-сян, которую в народе называют инь-ян), делит на две равные части, но все еще чистые, пустые, это называется тай-цзи, или "великий предел", что подразумевает наш план бытия, во всех его формах и проявлениях. Следующий этап - введение описательного и мироформирующего дуализма инь и ян, тоесть одна из частей окрашивается в черный, а другая в белый. Это лян-и, "два начала", в полосчатом двоичном коде может быть записан как одна целая черта и+или одна прерывистая. И+или здесь отражает концепцию единения противоположносей, они одно целое, ни при этом совершенно полярны, это как батарейка, если утрировать. Следующий этап - формирование четырех диграмм, или сы-сян, что единым символом обозначается народным значком инь-ян, а двоичным кодом как четыре знака включающих по две черты, и описывающих все возможные варианты комбинаций. Их связь между собой также описывается как и+или, как и связь элементов дальнейших, усложняющихся фаз описания. Следующая фаза также является добавлением еще одной черты, что порождает восемь триграмм или ба-гуа, именно эти восемь триграмм являются наиболее применяемым инструментом мироописания. Единого цельного образа у них нет, ба-гуа изображается как сы-сян окруженный восемью триграммами, расположенными в последовательности круга прежних небес. Хотя иногда используется и последовательность круга последующих небес, почему - я пока не разобрался, как и с вопросом где должна находится первая черта триграммы, внутри или снаружи круга. Сами китайцы рисуют и так и так, но явно, что только какой-то один вариант верный, иначе триграммы можно неверно прочесть. Так для примера Земля графическим кодом будет записываться как 000, а Небо как 111, Огонь 101, Вода 010, Гром 100, Гора 001, Ветер 011, Водоем 110. Читаются и пишутся триграммы начиная с нижней черты. Это не явления природы, а мироописательные принципы, причем их суть настолько отличается от принятой европейцами для таких образов, что их довольно сложно прочувствовать и запомнить. Дальше ступени тетраграммы и пентаграммы опускаются и видимо не используются на практике, и следующая ступень - гексаграмма. Она включает шесть черт, и соответственно различных гексаграмм существует 64 (2^6). Именно гексаграммы используются для предсказаний И-цзин, этот уровень сложности образа (и кода) уже позволяет описывать мир по упрощенным моделям, предложенным в И-цзин как трактовки гексаграмм. Но в принципе, как говорит и Лао Цзи, и Го Пу и многие другие, описана может быть любая вещь, так как всё в мире создано по этому принципу. Только коды могут быть очень и очень длинные. Они употребляют мыслеформу "десять тысяч вещей", аналог современного 100500, десять тысяч в те времена видимо было очень большой цифрой.

Profile

wdkeeper: (Default)
wdkeeper

August 2014

S M T W T F S
     1 2
3456789
10111213141516
17181920 2122 23
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 09:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios